В предпоследнюю неделю января 2016 года американские археологи определили место казни «салемских ведьм», а климатологи объявили
минувший год самым жарким за всю историю наблюдений. У этих двух
новостей больше общего, чем кажется на первый взгляд: ученые все чаще
объясняют массовую охоту на ведьм влиянием климатических катаклизмов.
«Лента.ру» попыталась разобраться, насколько адекватно эта гипотеза
описывает события, происходившие в Европе XVI-XVII веков и повторяющиеся
сейчас в некоторых странах Африки и Азии.
читать дальше
Почему их начали сжигать
Хотя
практикующих магию и ведовство женщин (а также мужчин) преследовали еще
в древнем мире, охота на ведьм — это феномен уже Нового времени.
«Темное» Средневековье относилось к колдуньям куда более терпимо, чем
относительно просвещенные и начитанные проповедники и правители XVI-XVII
веков. Официальную буллу против ведьм
издал в 1484 году Папа Римский Иннокентий VIII, но костры во всю силу
запылали лишь в конце следующего века, причем лютеране и кальвинисты
отличались куда большей жестокостью, чем католики. Так, в саксонском
городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек в 1589 году за один
только день были сожжены 133 «ведьмы». Общее число жертв
террористической кампании, которая утихла лишь в XVIII веке (когда
черную магию объявили вымыслом, а обвинения в ней — клеветой), достигает
миллиона человек. Причем большинство обвинений против женщин
выдвигалось вовсе не из мести или корысти, а из искреннего желания
уничтожить угрожающее обществу зло.
Но почему маховик охоты на
ведьм запустился именно в конце XVI века? Отсылки к средневековому
фанатизму явно не работают. Наоборот, все согласны, что это как-то
связано с бурной эпохой перемен, потрясших Европу в начале Нового
времени. Это явление того же порядка, что и Реформация, религиозные
войны, экономический кризис и так далее. Одни историки трактуют
охоту на ведьм как целенаправленную борьбу с авторитетными женщинами —
чтобы обуздать их и сохранить господство мужчин в расшатанном обществе.
Менее феминистски ориентированные специалисты считают,
что гонения на ведьм — это атака высокой культуры (образованной знати,
представителей власти и духовенства) на народную, которая из-за своих
языческих корней, обрядов и обычаев стала восприниматься как
дьявольская. Наконец, гонения были выгодны многим: врачи избавлялись от
конкурентов (знахарок и повивальных бабок), священники — от носителей
языческих обрядов, а народные массы получали козлов отпущения —
«виновников» всех бед.
Климат и ведьмы
Ученые не оставляют
попыток найти более строгие объяснения массового психоза, охватившего
Европу — нечто более осязаемое и измеряемое, чем личные мотивы.
Экономист из Университета Брауна Эмили Остер обратила внимание на то,
что охота на ведьм совпала по времени с резкими климатическими сдвигами в
северном полушарии — малым ледниковым периодом.
Тогда, после 400
лет теплой и ровной погоды, мягких зим средневекового климатического
оптимума, среднегодовая температура снизилась на один-два градуса.
Гренландия покрылась ледниками, лето было коротким и дождливым, Сена,
Дунай и Темза зимой замерзали. На континенте бушевали бури, метели,
ливни уничтожали посевы. Пик малого ледникового периода пришелся как раз
на XVII век — апогей охоты на ведьм.
Может, это просто совпадение? Остер собрала количественные данные по
процессам над ведьмами в 11 европейских регионах (от Шотландии до
Швейцарии, от Англии до Эстонии и Финляндии) и по погодным условиям
(суровость зим, неурожаи и другие факты, упомянутые в местных
источниках). Усредненные по десятилетиям (от 1520 до 1770 года) и по
странам показатели заложила в таблицу (с процессами над ведьмами как
зависимой переменной), убрав эффект значимых событий европейского
масштаба (Тридцатилетняя война и эпидемии чумы) с помощью фиктивных переменных без ущерба для статистической значимости.
Хотя небольшой (0,10-0,15) коэффициент детерминации
говорит о том, что колебания в количестве процессов объясняются
температурными сдвигами всего на 8-12 процентов. Остер считает это
достаточно убедительным результатом — с учетом фрагментарного и
приблизительного характера данных. Более подробная информация по
Женевскому кантону (ежегодные температурные сдвиги) позволила построить
график с достаточно убедительной корреляцией: катастрофические погодные
явления несут часть вины за сожженных и утопленных женщин.
Неурожай, голод и старость
Преследование
«ведьм» не прекратилось с изобретением железных дорог и телевидения.
Более того, в ХХI веке — новой эпохе перемен — число убитых и
подвергнутых самосуду за ведовство постоянно растет: в Гане, Нигерии, Танзании, Колумбии, Непале, Папуа Новой Гвинее. В опросе, проведенном в 18 странах Африке южнее Сахары в 2010 году, более половины респондентов признались, что верят в черную магию.
Жертв новой охоты на ведьм сжигают заживо, побивают камнями, обезглавливают.
Борьбу с колдовством даже прописывают в законодательстве. Причем снова,
как и в XVII веке, в черной магии обвиняют прежде всего пожилых женщин,
а инициируют разбирательство молодые мужчины, зарабатывающие себе
репутацию блюстителей нравственности и защитников народа от сил зла.
И снова ученые попытались найти связь между насилием и климатическими
катаклизмами. Эдвард Мигель проанализировал материал по 67 деревням
Танзании — африканской страны, где охота на ведьм — обычное дело.
В танзанийских деревнях убивают примерно одну ведьму в пять лет, причем
жертвами становятся чаще всего старейшие члены семьи. Убивают их
собственные сородичи. Мигель выяснил, что в годы аномальных осадков
(засух или наводнений) ведьм убивают в два раза чаще. То есть для
танзанийцев они не «козлы отпущения», которых деревня обвиняет во всех
несчастьях: речь идет о законной ликвидации наименее производительных
членов семьи в период продовольственного дефицита.
О простых объяснениях
В
итоге вместо культурно-психологического объяснения охоты на ведьм
(борьба с народными верованиями, уничтожение альтернативных центров
влияния, укрепление общественного порядка) утверждается жесткий
природный детерминизм. Ничего особенного, просто климатические
катаклизмы и голод приводят к сенициду — убийству стариков, что в экстремальных ситуациях практикуется многими народами, ничего даже не слыхавших о ведьмах.
Значит, для предотвращения расправ нужно не просвещать народ
относительно его суеверий, а бороться с голодом на государственном
уровне. Кроме того, важно поддерживать стариков. Когда в одной из
провинций ЮАР в начале 1990-х ввели пенсии по возрасту, число самосудов
над ведьмами резко сократилось, подчеркивает Мигель.
Но при всей
убедительности это объяснение стирает историческую уникальность охоты на
ведьм — что в Европе, что в современной Азии и Африке. Все-таки
ведовство, восторг и ужас перед ним, его место в культуре и общественном
порядке — это вполне самостоятельное явление. И даже связь колдовства с
более общими процессами может принимать самые разные формы: так,
известные антропологи Жан и Джон Комароффы объясняют
истерическую охоту на ведьм в Африке механикой капиталистической
экономики. Таинственное обогащение одних и обнищание других заставляет
африканцев воспринимать рынок как черную магию, а для преуспевания
обращаться уже к реальной черной магии (или обвинять в ведовстве
богачей-соседей).
earth-chronicles.ru/news/2016-02-01-88586